Статьи » Кюй

Кюй-это инструментальная пьеса программного характера. Все кюи отличаются небольшими размерами и звучат две-четыре минуты. С малыми формами кюев связаны особенности образного строя казахской музыки, интересно, что такой музыкальный жанр не встречается ни у кого кроме казахов (прим. и кыргызов). Он не относится ни к каким известным классическим музыкальным формам и детально до сих пор не изучен. Кюи исполняются на разных музыкальных инструментах казахского народа. Но подавляющее превосходство в традиции исполнения кюев принадлежит домбыре. После домбыры наверное идет кобыз, затем сырнай и так далее. В современном казахском искусстве есть исполнение кюев хором.


Кюй в казахской культуре.

Для казахов кюй - больше чем музыкальное произведение, это звучащая страница истории своего народа, его обычаев и культуры. Поэтому так высоко ценили казахи исполнителей кюев-кюйши, среди которых домбыристы составляли подавляющее большинство. Особое место в казахской культуре занимают кюи, связанные с древними легендами или действительными событиями, очевидцем которых  мог быть сам музыкант-создатель кюя.

Ахмед Жубанов в своей книге, посвященным замечательным казахским музыкантам прошлых веков, писал: «Кюй - слово, которое давно существует в нашем музыкальном обиходе. В древности слово кюй, видимо объединяло в себе понятие инструментальной и вокальной музыки.Создатель кюя чаще всего исполнитель на домбыре. Во многих легендах музыкант и его домбыра подчас оказываются в числе главных участников. Так, например, в легенде «Ақсақ құлан» (aqsaq qulan-хромой кулан, 13 век) повествуется о том, что сын Хана Джучи был убит на охоте раненным куланом. Отец, предчувствуя недоброе, объявил, что зальет горло расплавленным свинцом тому, кто принесет ему печальную новость о сыне. Никто не решался сообщить ему Джучи-хану о случившемся. Лишь кюйши Кетбұғы (Кетбугы, Ketbugy) явился к нему и молвил: «Домбыра поведает тебе обо всем». И он сыграл сочиненную им пьесу, которую в последствии назвали «Ақсақ құлан» (aqsaq qulan-хромой кулан, 13 век). Хан узнал из музыки печальную весть о том, что случилось. Но, оставаясь верным своему слову, приказал влить расплавленный свинец в домбыру, которая первая рассказала ему о гибели сына.

В письмах к А.В. Затаевичу Ромен Роллан (Romain Rolland, известный французский писатель), познакомившийся с этим кюем, писал: «Я был поражен силой волнующих переживаний, которая проявляется например в легенде Аксак Кулан, выраженная такими простыми средствами... Я был удивлен тем, что они мне не показались чуждыми. Я чувствую их родственными, помимо всего, нашему музыкальному фольклору Европы - песням, не таким, какие они сейчас есть, а таким, какими они были давно, пока ученая музыка не задушила в них народной индивидуальности»

Постепенно и исполнение кюев, как составной части легенд, стало отрываться от устного повествования. Кюи стали самостоятельными музыкальными пьесами, а их названия лишь напоминали слушателям о тех притчах, жизненных событиях, рассказах, которые послужили толчком к их созданию.

Древние композиторы кюев.

Домбыровые кюи сложились в результате многовекового народного исполнительного искусства. В памяти казахского народа остались имена многих средневековых  выдающихся музыкантов: Сыпыра Жырау (Sypyra-Zhyrau 14 век), Қазтуған (Qaztugan, Казтуган), он же и Абулькадир (Abulqadir, 15 век), Асанқайғы (Asanqaigy, Асанкайгы, 14-15 века), Байжігіт (Baizhigit, Байжигит ,15-16 века). Наивысший период развития этого искусства приходится на середину 19 века. В те времена жили создавали свои замечательные классические произведения  такие выдающиеся композиторы-кюйши, как Құрманғазы Сағырбай (Qurmangazy Sagyrbai, Курмангазы Сагырбаев, 1823-1889), Махамбет Өтемісұлы (Mahambet Otemisuly, Махамбет Отемис улы (Утемисов),  1803-1846), Дәулеткерей Шығаұлы (Даулеткерей Шигаулы (Шигаев), 1821-1875 ), Таттімбет Қазанғапұлы (Tattimbet Qazangapuly, Таттимбет Казангапулы (Казангапов), 1817-1862), Абыл Тарақұлы (Abyl Taraquly, Абыл Таракулы (Тараков), 1820-1892), Есбай (Esbai 1810-1901), Қазанғап (Qazangap, Казангап 1854-1921), Тоқа Шонманұлы (Toqa Shonmanuly, Тока Шонманулы (Шонманов), 1830-1904), и многие другие. Начали свой путь в то время и ученица Курмангазы Дина Нұрпейісқызы (Dina Nurpeisqyzy, Дина Нурпеисова, 1861-1955), Сүгір Алиұлы (Sugir Aliuly, Сугур Алиев,1882-1961) и другие.

Виды кюев.

Казахское музыкальное инструментальное наследие подразделяются на народные кюи и авторские произведения кюйши. Народные образцы музыкальной культуры, сохранившиеся до настоящего времени, представляют собой ранний фольклорный пласт. Происхождение этих кюев связано с архаичными ритуалами, сохранившими в себе отголоски древней мифологии и верований. Исскуство каждого кюйши отличалось яркой индивидуальностью стиля, характерной образностью, различными средствами музыкальной выразительности, высоким уровнем исполнительского мастерства.

Традиционная инструментальная музыка казахов имеет программный характер. Музыканты прошлого непосредственно перед исполнением кюя устно излагали его содержание. При этом рассказ и музыка были художественно равноправными. Мастерство музыкантов оценивалось не только качеством игры и таланом инструментальной импровизации, но и владением слова. Постепенно это связь между словесным и музыкальными текстами уменьшилась. В древнейших пластах инструментальной музыки они образовывали общую сюжетную линию: основное содержание и развитие действия давал рассказ, куда включались музыкальные эпизоды, дополняющие и иллюстрирующие устное повествование. В ходе исторического развития инструментальная музыка перестает быть простой. Между рассказами и кюями установились новые соотношения: в Ангиме (angime, рассказ) кюйши стали указывать, какому событию или какому человеку были посвящены эти кюи, рассказывали они и историю его возникновения. Музыка сама стала представлять высокую художественную ценность, нести самостоятельное содержание, раскрывать различные характеры и настроения.

Содержание кюев самое разнообразное. Одни из них передают философские раздумья кюйши о смысле жизни (Дәулеткерей или Даулеткерей или Dauletkerei, «Жігер» или Жигер-жизненная энергия; Қазанғап или Казангап или Qazangap, «Көкіл» или Кокил-Мелодия моей души; Өсен төре или Усен торе или Osen Tore, «Өттің дүние, кеттің дүние»  или Оттин дуние, кетин дуние,или  ottin dunie, kettin dunie - прошло мое время), другие кюи представляют представляют тонкие психологические портреты  людей (Құрманғазы или Курмангазы Qurmangazy, «Төремұрат» или Торемурат или Toremurat; Мамен (Mamen), «Ақшолпан» или Aqsholpan,или  Акшолпан, Дина Нұрпейісқызы (Dina Nurpeisqyzy, Дина Нурпеисова), «Асем коңыр» или асем коныр или Asem qonyr), третьи кюи воспевают красоту степных просторов, родного края (Құрманғазы, или Курмангазы, или Qurmangazy «Сары Арқа» или Сарыарка или Saryarqa-золотая степь; Тәттімбет или Tattimbet, или Таттимбет, «Саржайлау» или Sarzhailau-золотое пастбище; Боғда или Bogda или Богда, «Жем суының тасқыны» или Жем суынын таскыны или Zhem Suynyn tasqyny-Бушующий Жем, др) . Многие кюи повествуют о важных событиях в жизни народных музыкантов (Құрманғазы или Qurmangazy или Курмангазы, «Аман бол, шешем, аман бол» или Aman bol sheshem, aman bol, -До свидания, мама, до свидания; Тәттімбет или Tattimbet, или Таттимбет, «Көкей кесті» или кокоей кести или Kokei kesti-сокровенное; Дина Нұрпейісқызы (Dina Nurpeisqyzy, Дина Нурпеисова), «Қарақасқа ат» или Каракаска ат или Qaraqasqa at-черный конь с белым пятном на морде.) Особую группу составляют кюи, посвященные животным и птицам (народные «Бозіңген» или  Bozingen или Бозинген -верблюдица, «Телқоңыр» или Телконыр или Telkqonyr-прим. Кличка коня; Әшімтай или Ashimtai или Ашимтай, «Қоңыр қаз» или Коныр каз или Qonyr qaz-коричневый гусь; Сүгір или Sugir или Сугур-«Аққу» или Акку или Aqqu-лебедь). Фактически, кюи передают все сложную и многогранную картину жизни кочевников.

Традиции кюев.

Полностью сохранились две традиции домбрового искусства: төкпе или tokpe или токпе (Западный Казахстан) и шертпе или shertpe (Восточный, Южный и Центральный Казахстан). Кюи шертпе и токпе отличаются по тематике, форме и исполнительской технике. Западно-казахстанские кюи токпе отражают яркие драматические события, храктеризуют волевые, сильные образы. Отличительные черты этих кюев-форма-схема, которая организует импровизационное развитие кюев в обязательной последовательности по регистровым зонам.

Кюи шертпе подобную форму-схему не имеют. Их песенный тематизм развивается свободно, импровизационно. Кюи этой традиции характеризуют песенный склад, утонченная камерность, мягкое щипковое звукоизвлечение пальцами. Основным содержанием шертпе-кюев стали психологические зарисовки, глубокие человеческие переживания и изящные женские образы.

Составные части или разделы формы кюев именуют народные названия: бас буын, орта буын, сага. Бас буын-(от слова «Бас»-голова, «буын»-звено, сустав) означает «головной» или главный раздел кюя. На грифе домбыры этот раздел распологается в нижнем регистре и охватывает начальный звукоряд в пределах, примерно, октавы от ноты d второй (нижней по звуку) открытой струны до d1 первой (верхней) струны. Бас буын состоит из двух частей или регистровых зон. Материал первой, то есть нижней зоны, в интонационном отношении бывает стереотипным: во многих случаях похожим друг на друга. Подобным стереотипным материалом бас буын кюи открываются и заканчиваются, а также несколько раз повторяются между звучанием других разделов формы. Мелодико-интонационное строение нижней зоны бас буын бывает разным. Наиболее простой вид бас буына состоит из повторения интервалов кварты, иногда кварты и унисона; более развитый сложный вид содержит кварту в нижнем голосе, при этом в верхнем голосе обычно выдерживается звук «а». Вторая, то есть его верхняя зона, содержит в себе более яркий интонационный материал, который можно назвать темой кюя.

Орта буын (от орта-середина, буын-состав, звено) означает средний раздел формы. На грифе домбры этот раздел занимает промежуточное положение между бас буын и сага (от с1 до f1 верхней струны). Слово Саға или Sagaили  сага означает  место соединения грифа домбыры с ее корпусом и музыкальный материал, располагающийся на этом участке грифа. Сага представляет собой также наиболее высокий регистровый уровень развития музыки, поэтому раздел сага можно назвать кульминацией кюев. Среди кюев-токпе Западного Казахстана встречаются кюи с двумя кульминациями, которые называются первая (малая) сага, вторая (большая) сага. Первая сага располагается на уровне а1, вторая сага на уровне d2. Сага соответствует зоне больших звучностей кульминации и особых исполнительских приемов.

Определяющий стиль особенностью являются и штрихи, извлекаемые на домбре кистевыми взмахами, которые отличаются большим разнообразием. Штрихи –основная отличительная особенность кюя. Существое большое множество штриховых приемов, например ілме қағыс или илме кагыс или ilme qagys , қара қағыс или qara qagys или кара кагыс, төре қағыс или toreqagys или торекагыс, тұтпа қағыс или tutpa qagys или тутпа кагыс, др., а также их комбинации, которые четко различаются на слух домбыристами. Қағыс или Кагыс или Qagys–штрих и ритм в целом в токпе-кюях обладают ярко выраженной образно-драматургической и формообразующей значимостью. Кагыс организует звучание кюя в соответствии с принципом периодичности. Ударный ритм в композиционно-значимых участках кюя выделяет начало и окончание фраз и кульминационные  развертывания. Фразы формируют образный строй кюя-токпе. В прямой зависимости от штрихов находится тембр звука. От чередования и последовательности сильных и слабых ударов создаются те или иные образы в домбыровой музыке.

Наиболее яркими представителями западно-казахстанской домбыровой музыки стиля токпе являются Курмангазы, Даулеткерей, Казангап, Абыл, Есир, Есбай, Дина, Сейтек, и др. С именем Курмангазы связаны самые выдающееся достижения традиционной инструментальной музыки западного Казахстана. Традиция кюев шертпе представлена творчеством Байжигита, Таттимбета, Тока, Дайрабая, Сугура, Рыздыка, Абикена, Толегена и многих других.

Список Литературы.

Нажмеденов Жумагали. Акустические особенности казахской домбры. Актобе, 2003г.

вернуться к списку статей