Композиторы и поэты

Даулеткерей Шигаев


(1820 - 1887)   Даулеткерей оставил значительное музыкальное наследие, повлиявшее на дальнейшее развитие народной инструментальной музыки в Казахстане.        
 
  Даулеткерей родился в 1820 году на прибрежье Каспия. Отец его султан Шигай Нуралиев умер, когда Даулеткерею исполнилось пять лет, и дальнейшие заботы о его воспитании взял на себя двоюродный брат, султан Мендигирей Букейханов, самый богатый и влиятельный человек в Букеевской орде после хана Джангира.
  Большое влияние на него оказал кюйши Мусрали - великолепный мастер, научивший Даулеткерея техническим приемам игры на домбре, познакомивший его с богатым народным инструментальным творчеством и подтолкнувший юношу к самостоятельному музицированию.
  Немаловажное значение в формировании музыканта Даулеткерея сыграло знакомство его с европейской музыкой. В силу принадлежности к султанской среде и родственных отношений с ханом Джангиром Даулеткерею часто приходилось бывать в резиденции хана. При ханском дворе причудливо переплетались восточные нравы и обычаи с нормами этикета европейской знати. Там можно было услышать как пение и игру казахского народного музыканта, так и утонченную французскую речь, перемежаемую с русской, под звуки невиданного европейского инструмента - фортепиано. Даулеткерей знал и русскую народную музыку, русские народные инструменты. Современники утверждают, что к двадцати годам Даулеткерей был отличным домбристом, популярным во всей Букеевской орде, кроме того, он хорошо играл на русской балалайке и имел у себя целую их коллекцию.
  В начале 40-х годов были созданы первые кюи Даулеткерея "Кыз Акжелен" и "Кос-алка". Толчком к сочинению этих пьес послужили жизненные впечатления. В одном случае - встреча с искусной домбристкой и очень красивой девушкой по имени Акбала-кыз. Ей и посвящен кюи "Кыз-Акжелен". Это первая попытка Даулеткерея создать в музыке портретную зарисовку.
  А.В.Затаевич, записавший этот кюй, отметил: "Очень красива и свежа его средняя часть, где на высоком регистре домбры звучит красивая мелодия, как бы интонируемая девичьими голосами". Кюй "Кос-алка" ("Пара серег") представляет собой жанровую картинку, рисующую поэтический образ девушки, в ушах которой серьги нежно позванивают во время ходьбы. Оба кюя представляют собой лирические пьесы, проникнутые светлым, радостным настроением.
  Но уже в эти годы композитор все больше задумывается над смыслом происходящих событий, и в его творчество вторгаются социальные мотивы. Так появляется кюи "Кара-кожа", в котором Даулеткерей подвергает гневному осуждению одного из правителей орды Караул-ходжу, пользующегося в народе недоброй славой за свою жестокость и корыстолюбие. В сочиненных после "Кос-алка", "Кыз-Акжелен" и "Кара-кожа" кюях он не удовлетворяется изобразительными моментами, а старается глубже передать мир мыслей, настроений, переживаний человека. Даулеткерей много работает, чтобы расширить и обогатить выразительные приемы игры на домбре: смело использует жанры и особенности вокальной музыки, мастерски применяет игру на обеих струнах, добиваясь тембрового разнообразия. Следующие два произведения "Коныр-кюй" и "Кос шек", созданные в период поисков новых средств выразительности, являются новаторскими. Затаевич назвал "Коныр-кюй" элегией и дал следующую характеристику этим двум кюям: "Две пьесы, в содержании своем обобщенные мятущимся и патетическим началом несколько подчеркнутой выразительности, и по характеру своих выспренных мелодических формул как бы переливающиеся за пределы типично казахской инструментальной мелодии и приёмов ее развития. Не объясняется ли это до некоторой степени тем, что автор данных кюев, султан Дав-лет-гирей, по своему положению и образованию мог иметь и, наверное, имел известное представление о музыке, сложившейся в других условиях и другого народа?"
  Даулеткерей много работал над расширением художественных возможностей домбры. Интересной попыткой по-новому осмыслить традиционные формы домбровой музыки был кюи "Желдерме". По характеру это лирическая пьеса. Песенные интонации, обогатившие содержание домбровой музыки, и гибкие ритмы позволили композитору глужбе раскрыть богатый и изменчивый мир настроений человека, показать красоту и поэтичность.
  В 1851 году Даулеткерей Шигаев становится правителем рода Серкеш. В 50-е годы он сближается с представителями русской администрации. Особенно дружескими и тесными были его отношения с председателем Временного совета Г.В.Ващенко, который помог Даулеткерею лучше узнать русскую культуру, язык и ввел его в круг русской интеллигенции.
  Важным событием в его жизни была поездка в Петербург осенью 1859 г. Казахская депутация отправилась в столицу России "для ознакомления с могуществом и блеском империи". По дороге в Петербург они остановились в Нижнем Новгороде и Москве. Депутация знакомилась с наиболее интересными памятными местами, бывала в музеях, повидала воочию знаменитую Нижегородскую ярмарку, присутствовала на придворных торжествах в Зимнем дворце. И самое главное - гости посещали театральные представления. Особенно интересным в этом отношении было пребывание в Москве, где Даулеткерей познакомился с оперой и смотрел балет в Большом театре. Во время поездки по Центральной России он много раз слышал русские песни, интонации которых ясно ощутимы в целом ряде его произведений. Путешествие в Петербург сыграло решающее значение в формировании мировоззрения композитора. Возвратившись домой, Даулеткерей становится горячим сторонником сближения Казахстана с Россией, с ее культурой.
  В последние три десятилетия жизни замечательного кюйши наступает подлинный расцвет творчества. Это годы зрелости мысли и чувства, когда один за другим появляются кюи, совершенные по мастерству и глубине содержания. Музыкальные впечатления от поездки в Петербург нашли творческое претворение в ряде кюев, в которых можно легко проследить отголоски русской бытовой музыки - народной песни, танца и марша. Таковы кюи "Ващенко", посвященный другу, а также "Шолтак" и "Косагалы". Лирическими раздумьями о смысле жизни, о ее быстротечности можно назвать кюи "Топан", "Тундырма", "Байжума". В конце шестидесятых годов произошла встреча Даулеткерея с Курмангазы. Эту встречу двух крупнейших народных музыкальных талантов А.К.Жубанов образно назвал "ярмаркой кюев". Даулеткерей во время встречи играл свой кюй "Булбул" ("Соловей"). Пьеса очень понравилась Курмангазы, он включил ее в свой репертуар и даже сочинил своеобразный парафраз на эту тему. Было бы не совсем точным утверждать, что кюй "Булбул" рисует только образ соловья, беззаботного соловьиного пения. Затаевич отмечал, что главное в этом произведении - изображение красоты южной ночи, образов южной природы. "Пьеса необычайной поэзии и картинности... Какие вспышки темперамента! И какое упоение красотами южной ночи - "соловьиной", без пустого и внешнего звукоподражания! Вещь, насыщенная волнующим содержанием, точно сказка Шехерезады, ожидающая своего Римского-Корсакова... она отражает душевные переживания затерянного в необъятной степи народного творца-музыканта!". Играя друг другу, Курмангазы и Даулеткерей много позаимствовали друг от друга.
  Затаевич писал: "Думаю, что всякий музыкант, ознакомившись с этой удивительной пьесой, должен будет признать, что в настоящем случае скромной домбре поручена и в ее ограниченные средства уложена музыка совершенно исключительной глубины, пафоса и значительности..." Кюй "Жигер" создан в годы тяжелого душевного кризиса. Смерть близкого друга и родственника Мухамеда Салиха Бабаджанова, окончательный разрыв со своим классом, бедность, в которую Даулеткерей впал в последние годы жизни, тяжелое положение народа, которому композитор стремился помочь своим гуманным правлением, и в то же время, отчужденность простого народа, видевшего в Даулеткерее представителя правящей верхушки - все это вызывало у композитора чувство горечи и трагического разлада с действительностью.
  В результате всех этих сложных переживаний, чувствований и раздумий рождалось трагическое мироощущение, вылившееся в художественно-образную форму кюя "Жигер" - произведения громадной трагедийной силы и взволнованности, передавшего передавшего тревожный дух своего времени.
  Даулеткерей умер между 21 апреля и 4 мая 1887 года. Он оставил значительное музыкальное наследие, повлиявшее на дальнейшее развитие народной инструментальной музыки в Казахстане.

Источник : http://www.dombra-music.kz/kz/dauletkerey/more.html


Казангап Тлепбергенулы

(1854-1927) - известный казахский композитор, кюйши. Родился и вырос в местечке Акбауыр Куландинского перешейка на Аральском море. Похоронен в родных краях, возле аула Айшуак. Происходит из древнего племени шанышкылы старшего жуза. По родословным данным из рода Акарыс старшего жуза происходит Кейки би, от него родился Тобей. У Тобея было 4 сына: Майкы, Когам, Мекире, Куилдар. От Когама родились Канлы и Шанышкылы. У Шанышкылы было 4 сына: Корбака, Даркан, Кырыксадак, Бектау. Предки Казангапа восходят к Кырыксадаку.
Зависимость младшего жуза от Росии привела к различным социально-политическим изменениям, в том числе стала причиной того, что там раньше произошел распад родоплеменного единства. С самых ранних лет Казангап слышал о восстаниях Сырыма, Исатая и Махамбета, Бекета батыра. Позже он и сам стал свидетелем многих бедствий.
Казангап стал пасти скот еще ребенком. В течение десяти лет, проведенных при отаре, он не расставался с домброй. Будущий композитор научился выражать свои чувства и восприятие мира языком кюев. Повзрослев, Казангап решил полностью посвятить себя домбре, и попросил на это разрешения у родителей. Начинающий домбрист встретился с известными мастерами - Торешем в Донызтау-Акколке, с Орынбаем и Курманиязом - в Бескале, с Усен торе в Оренбурге и с другими. Объездив вдоль и поперек побережье Арала, Устюрт, окрестности Мангыстау, Актобе, Ыргыза, Костаная, Троицка, Оренбурга, он "впитал" в себя все народные мелодии и кюи. Неоднократно участвуя в состязаниях кюев, Казангап отточил свое мастерство. Все это способствовало расцвету его таланта, вдохновляло на дальнейшее творчество.
Во время поездки к каракалпакам Казангап познакомился с девушкой по имени Балжан, они решили соединить свои судьбы. Но в связи с бедностью старых родителей он не смог приехать к невесте вовремя, как обещал. Позже, по прихоти судьбы, он встретился с Балжан, уже вышедшей к этому времени замуж. Балжан с открытой душой призналась ему: "Так сложилась судьба. Я не виновна; я прождала два оговоренных срока. Вы сами виноваты, между нами не должно быть обид. Всю оставшуюся жизнь вы можете посвящать свои мелодии нашей несостоявшейся любви."
Казангап так и сделал, всю оставшуюся жизнь его вдохновляла на творчество чистота и красота Балжан. Среди сочиненных им произведений целый цикл кюев посвящен девушке Балжан.
Вообще, Казангап - эпический кюйши. В его кюях глубоко представлены и прошлое, и настоящее, и будущее казахов. Историческому прошлому казахов посвящен кюй "Ноғайлы босқыны" (Ногайские беженцы); указы царя шестнадцатого года он переживает вместе со всеми, об этом звучат его кюи "Жұртта қалған", "Окоп". Коренные изменения в жизни народа, произошедшие после Октябрьской революции, композитор сравнивает с великим кочевьем. Об этом он рассказывает в кюе "Қызыл керуен". Кюи "Майда қоңыр", "Учитель", "Өтті-ау дүние", "Көкіл" посвящены красоте жизни, он раздумывает о настоящем и будущем народа.
Казангап является представителем реалистической школы искусства, сформировавшейся в социально-духовной жизни казахского народа в конце XIX-начале XX веков, талантливо изобразившим жизнь народа в скорбные времена.

Курмангазы Сагырбайулы


(1818-1889 гг.)

 Родился в нынешнем Жидели Жангалинского района Уральской области. Кюйши, композитор, домбрист, классик казахской инструментальной музыки в жанре кюй.
Первым учителем Курмангазы был кюйши Узак, который приобщил его к искусству кюя. Курмангазы с ранних лет привлек внимание окружающих своей игрой на домбре. Огромное влияние на творческий рост кюйши оказали знаменитые кюйши Еукеевской орды - Байжума, Баламайсан, Байбакты, Сокыр Есжан, Шеркеше, произведения которых помогли Курмангазы стать великим композитором казахского народа.
Кюи Курмангазы исходили из настроения народа, из реальных жизненных ситуаций казахского общества того периода. Как мудрый человек, он мог различать некоторые скрытые стороны социально-психологической, а также общественно-политической жизни казахов. Одним из актуальных направлений творчества кюйши являются темы свободы народа и свободы личности. Особое внимание в его произведениях уделено народно-освободительному восстанию 30-х гг. XIX в. под руководством Исатая Тайманова. Курмангазы посвятил этому восстанию одно из первых своих произведений - кюй "Кішкентай". В последующих кюях "Ақбай", "Ақсақ киік", "Түрмеден қашқан", "Адай" и др. он воспевает заветную мечту народа о свободе, выражает гневный протест к несправедливости, показывает столкновение общественных интересов. В произведениях Курмангазы ярко выражены особые социально-психологические моменты взаимоотношений человека и общества. В таких его кюях, как "Аман бол шешем, аман бол", "Қайран шешем", "Ертең кетем", "Бұқтым-бұқтым" ясно передаются интонации человеческого голоса, природы, живого общения.
У Курмангазы есть также кюи, передающие игривые, праздничные и оптимистические настроения, написанные в танцевальных ритмах ("Балбырауын" - "Изящный" и др.).
Курмангазы Сагырбайулы был неоднократно заточен в тюрьму, однако, как непобедимый борец за свободу, как композитор-бунтарь он никогда не сдавался. Он сидел в тюрьмах Уральска, Оренбурга; существуют сведения, что ему приходилось сидеть в тюрьме Иркутска.
Переживший скитания, оскорбления и преследования кюйши создает кюи "Алатау" и "Сарыарка", отразившие глубокие думы народа о независимости и свободе.
В 1880 т. Курмангазы поселяется в местечке Сахма под Астраханью. Курмангазы, умудренный опытом, ставший глубокоуважаемым аксакалом в народе, собирает вокруг себя преемников по исполнительскому искусству - это Дина Нурпеисова, Е. Есжанов, Мамен, М. Сулейменов. Широко известные в то время домбристы - Кокбала, Менетай, Менкара, Сугурали, Торгайбай, Шора - также считали себя учениками Курмангазы.
В таких произведениях, как "Байжұма", "Боз қанғыр" кюйши приобретает инструментальное мастерство. Необычайный талант исполнительского искусства и своеобразный музыкальный язык продемонстрировал Курмангазы в своих кюях. Особый психологический оттенок чувствуется в кюе "Итог" - яркое выражение подведения итогов нелегкого, выстраданного жизненного пути кюйши.
Наряду с мотивом борьбы, в творчестве композитора особое место занимают такие направления музыкального жанра, как лирика, повествования истории народа, высшие чувства человека по отношению к окружающему миру, природе.
Творчество Курмангазы имеет важное историческое значение в творчестве казахского народа, которое является огромным потенциалом для культурного развития нашего народа. Изучение произведений композитора и его научного, идеологического и культурного наследия не имеет границ в использовании для воспитания будущих поколений.


Сугир

Музыкальные способности Сугира проявились ещё в детстве — с 15 лет он получил известность как исполнитель кюев Таттимбета ("Сылкылдак", "Косбасар", "Былкылдак"). Большое значение для становления композитора имело овладение художественным своеобразием, стилем кюев Ыкыласа Дукенова, обычно исполняемых на кобызе и переложенных Сугиром на домбру. Исполняя их, Сугир приобрёл популярность в народе, его называли "домбраши Сугир".
В первом своём музыкальном произведении — кюе "Тел коныр" Сугир с помощью звуковых ассоциаций показал яркие музыкальные картины приручения осиротевшего жеребёнка к чужой кобылице. Мелодия кюя проникнута светлыми чувствами, созвучными с лирическими колыбельными мотивами, создаёт настроение доброты и умиротворения.
Сугиру принадлежат кюи "Майда коныр", "Базарбай — Ташен", "Боз инген", "Ильме", "Акжелен", "Посвящение Амангельды", "Кюй о джайляу" ("Жайлау күйі"), "Жолаушаның жолды қоңыры" (в двух вариантах) и другие.
Особое место среди произведений композитора занимает кюй "Аққу" ("Белая лебедь"), проникнутый ощущением чистоты и нежности, олицетворённой в облике величавой белой птицы. Сугир обрисовал картины лирически плавных движений и органического слияния птицы с природой с помощью образных музыкальных штрихов "флажолет", "форшлаг", "лига", очень редко встречающихся при исполнении кюев.
Тембровые переливы, глубина вызываемых музыкальных ощущений, характерные для кюев Сугира, обуславливают их раздумчивость, насыщенность содержанием. Сугир, наряду с искусным использованием в игре на домбре ладов "он бурау" и "терс бурау", был виртуозным исполнителем кюев в стиле "токпе" и "шертпе". Манера исполнения и особый интонационный строй мелодии кюев Сугира отличают их от традиционных кюев в стиле "шертпе".
Сугир создал новые музыкальные традиции, соединив мелодию домбры с мелодией кобыза (кюи "Кер толгау", "Тогыз тарау", "Аққу").
Впервые кюи Сугира исполнялись в 1964 году Казахским государственным академическим оркестром народных инструментов имени Курмангазы, в 1968-1969 годах были переложены на ноты. Первым популяризатором творческого наследия Сугира в народе был кобызист Ж. Каламбаев.

Нургиса Атабаевич Тлендиев


(1 апреля 1925 — 15 октября 1998) — казахский композитор, дирижёр, домбрист.
Родился и вырос в ауле Шиликимер Илийского района Алматинской области.
Окончил дирижёрский факультет Московской консерватории.
Был главным дирижёром Казахского театра оперы и балета имени Абая (1953—1961), Казахского государственного Академического оркестра народных инструментов им. Курмангазы (1961—1964) и организованного им самим оркестра народных инструментов «Отырар сазы» (1981—1998).
Народный артист Казахской ССР (1975), Народный артист СССР (1984), обладатель Государственной премии РК. По указу Президента РК в 1998 году Н. Тлендиеву присвоено звание «Халык каһарманы».
Н.Тлендиев оставил неизгладимый след в казахской музыкальной культуре. Он автор более 500 музыкальных произведений в разных жанрах: песни, кюи, романсы, увертюры, поэмы, кантаты, опера, балет и др. Пользуются популярностью, стали народными.
Им написана музыка к 40 пьесам и к более 20 кинофильмам. Пьесы М.Ауэзова, Ш.Айманова, Т.Ахтанова, А.Тажибаева, а также фильмы «Кыз Жібек», «Килы кезен», «Менің атым Қожа», мультфильмы «Қарлығаштың құйрығы неге айыр», «Ақсақ құлан», в которых звучит музыка Н.Тлендиева, давно стали классикой казахской сцены и экрана.
Похоронен у мавзолея Жамбыла.
Источник: http://yvision.kz/yv/178897

Секен Турысбеков


Лауреат Республиканского фестиваля «Жигер» в 1985 году и лаурет XII международного фестиваля среди молодежи и студентов в городе Москва, автор таких кюев и песен как «Ақ жауын», «Балауса», «Бесік күй», «Боздақ, «Дарабоз», «Жазғы қар», «Көңіл толқыны», «Шығыс жұлдызы», «Мәлгаждар» и «Қарлығашым»
Кумисбеков Кенжебек (1927-1987) – композитор, народный артист КазССР, заслуженный деятель искусств КазССР, лауреат Государствеенной премии КазССР, профессор.

Музыкальное образование получил в Алма-Атинской государственной консерватории им. Курмангазы, где учился сначала на вокальном факультете, затем на факультете народных инструментов в классе домбры доцента К. А. Мухитова.

В 1965 г. окончил консерваторию вторично по классу композиции проф. Е. Г. Брусиловского. Превосходное знание образцов народной музыки и владение профессиональной композиторской техникой определили основные направления творчества Кумисбекова.

Его оркестровые поэмы : ”Поэма об Ыхласе”, “Легенда о Коркыте”, ”Ой толкыны”, ”Дала сыры”, ”Фараби сазы”, ”Шалкыма” раскрывают эмоциональную непосредственность композитора, особенно ярко выявленную в народно-эпическом складе музыки.

Момбеков Тулеген


Момбеков Тулеген - домбрист, композитор-кюйши, заслуженный деятель культуры КазССР.

Родился в 1918 г. в Чимкентской области. Первый учитель Момбекова – его дед, известный кюйши Бапыш Кожамжаров, затем он обучался исполнительскому мастерству у прославленного композитора-кюйши Сугура Алиева.

Исполняя его кюи “ Тел коныр”, “Бес жорга”, “Шалкыма”, совершенствовал их, вносил стилевые новации. Момбеков сочинил кюи, среди которых: “Салтанат”, “Мешин”, “Каткабат”, “Анама”, “Коштасу”, “Каратау шертпеси”, пользуются широкой популярностью.

Сочинения Момбекова входят в репертуар фольклорно-этнографического оркестра “Отрар сазы”, ансамблей “Сазген”, “Шертер”. Момбеков поднял на новую высоту музыкальные традиции, заложенные народными композиторами Таттимбетом, Сугуром и другими.

Туркеш, 19 век.

К сожалению, пока мы не нашли его биографию и картинку. Будем искать. Это драгоценный самородок, домбырист, композитор,волшебник казахского инструментального искусства, который жил в 19 веке. До нас дошел только один его единственый кюй-Конил Ашар, но это несомненный хит, музыка, которая поражает своей мощью, не стареет. Мы его включили как бонус трэк в наш альбом Аттила. Эта музыка визитная карточка многих наших оркетстров. О как мы мечтаем иметь все его кюи, но этому никогда не суждено случиться...